Этапы эволюции Ирана

Этапы эволюции Ирана

В настоящее время Иран является одним из крупнейших производителей нефти в мире. По показателям добычи нефти страна входит в десятку мировых лидеров, а по запасам нефти занимает 3-е место в мире, уступая первые позиции Венесуэле и Саудовской Аравии. Нефтяные доходы являются ключевым компонентом благополучия и стабильности иранской экономики. Неудивительно, что в исследованиях на тему развития экономики Ирана принято выделять два ключевых периода: до-нефтяной и пост-нефтяной.

До-нефтяной период отсчитывается с 1501 г., с момента становления Сефевидского государства и характеризуется преобладанием традиционной хозяйственной деятельности, такой как сельское хозяйство, животноводство, легкая промышленность и торговля. Государственные деятели Ирана того времени предпринимали шаги для повышения эффективности экономики страны, снижая налоговую нагрузку, принимая меры по повышению безопасности торговой деятельности, осуществляя строительство дорог и перевалочных пунктов.

Иран устанавливал торговые отношения с европейскими странами, уделяя большое внимание строительству портов в Персидском заливе и расширению сети дорог. Основными статьями иранского экспорта являлись шелк, сухофрукты, табак и драгоценные камни и металлы.

Начиная с конца XVIII в. Иран столкнулся с серьезными экономическими проблемами. Процесс перехода к промышленному типу производства происходил медленными темпами в условиях финансовой нестабильности. Локальное производство сворачивалось, росла доля импортных продуктов на национальном рынке. Попытки ввести ограничительные меры на поставки импортной продукции сталкивались с сопротивлением иностранных торговых партнеров.

С середины XIX в. были приняты меры по оздоровлению национальной экономики Ирана. Основным драйвером позитивных изменений стало субсидирование экспорта из государственного бюджета. В рамках проводимой государством политики протекционизма были введены ограничительные меры в отношении импортной продукции, повышены таможенные пошлины и сборы. Немало внимания было уделено налаживанию внутреннего производства. За счет средств государственного бюджета было построено более 10 фабрик и мануфактур, оснащенных современным передовым импортным оборудованием. Частный сектор в этот период также переживал подъем. На территории государства создавались предприятия по производству шелка, стекла, железа и сахара.

К концу XIX в. экономическое развитие Ирана во многом зависело от иностранного капитала, проникновение которого в страну происходило в основном в форме концессий, которые повсеместно создавались иностранными предпринимателями. Наиболее крупными из них являлись английские и русские концессии. В их числе: телеграфная концессия, концессия на строительство железных дорог, концессия на открытие банков, концессия на добычу нефти.

Заинтересованность иностранного капитала в развитии нефтяной промышленности в Иране ознаменовала начало перехода к новому этапу развития экономики страны. В 1901 г. английский предприниматель Уильям д'Арси получил право на поиск, разведку нефтяных месторождений, добычу нефти, а также на экспорт нефти и нефтепродуктов при полном освобождении от любых налогов и пошлин на 60 лет, передавая при этом 10% акций своей компании в пользу иранского правительства и выплачивая в казну государства 16% прибыли компании. Концессия не распространялась на северные территории Ирана, граничащие с Российской империей.

Первое крупное нефтяное месторождение было открыто в 1908 г. на территории нынешней иранской провинции Хузестан британской компанией, выкупившей концессионные права на разведку и добычу нефти у д’Арси. Весной 1909 г. в целях продолжения разработки месторождений в Иране была учреждена Англо-Персидская нефтяная компания (АПНК). В 1912 г. было завершено строительство первого в стране нефтепровода, соединившего нефтяное месторождение с нефтеперерабатывающим заводом. В 1914 г. английское правительство выкупило контрольный пакет акций компании, став основным акционером и получив право назначать двух директоров в состав руководства компании, а также накладывать вето на любую инициативу совета директоров, если посчитает ее противоречащей национальным интересам Англии. Иранская нефть являлась важнейшим стратегическим ресурсом, обеспечивающим топливом флот Англии.

В 1923 г. во главе Ирана становится Реза-хан Пехлеви. Сосредоточив государственную власть в своих руках, Пехлеви начинает проводить политику экономической независимости, уменьшая степень влияния иностранного капитала и осуществляя строительство предприятий и объектов инфраструктуры. Происходит усиление влияния государственной власти на экономику. Правительство выкупало частные предприятия, создавая отраслевые государственные монополии для увеличения объемов производства.

В 1927 г. при правительстве Пехлеви был создан Национальный Банк Ирана, позже выкупивший у подконтрольного Англии Имперского Банка Персии права на эмиссию банкнот. Национальный Банк Ирана занимался хранением золотовалютных резервов страны. Руководство Ирана приложило значительные усилия для развития и расширения банковского сектора в стране, поскольку ссужаемые банками средства могли бы обеспечить финансирование процессов индустриализации в стране. Начиная с 1930 г. правительство Ирана вводит ряд мер для достижения высоких темпов индустриализации экономики, снижая пошлины на ввоз промышленного оборудования.

Экономическое развитие Ирана осуществлялось за счет национальных ресурсов и финансировалось из бюджета государства, основной доходной статьей которого были поступления от сбора налогов. Косвенные налоги составляли до 90% всех отчислений.

При Пехлеви были достигнуты высокие темпы индустриализации, реформированы банковская и налоговая системы. Горнодобывающая, строительная и обрабатывающая отрасли получили значительный объем финансовой поддержки и стали основными направлениями инвестиций в стране.

Несмотря на общую тенденцию создания национальных финансовых институтов в Иране, основными выгодополучателями от экспорта иранской нефти остались английские предприниматели. Такое положение дел не могло устраивать руководство страны, и в 1930 г. был введен 4%-й налог на прибыль иностранных предприятий, полученную на территории Ирана. Следующим шагом по уменьшению влияния иностранного капитала на иранский нефтегазовый сектор стала односторонняя отмена в 1932 г. концессии на нефть, выданной д'Арси. Однако уже в 1933 г. была подписана новая концессия, по которой территории, отведенные под нефтедобычу, значительно сократились, а нефтяные доходы английских компаний облагались подоходным налогом. Срок окончания концессии был продлен до 1993 г., а название компании сменилось на Англо-Иранскую нефтяную компанию (АИНК).

В марте 1951 г. иранским руководством был принят закон о национализации нефтяной отрасли. Концессионный договор с АИНК был расторгнут, а компания была передана в руки государства. Этим шагом правительство страны увеличило степень своего контроля над нефтяной промышленностью. В апреле 1951 г. была создана Иранская национальная нефтяная компания (ИННК), получившая неограниченные права на добычу и внешнюю торговлю нефтью и нефтепродуктами. Стратегия Ирана в области нефтяной промышленности была сосредоточена на увеличении прибыли от реализации национальных запасов полезных ископаемых, а также на обеспечении энергетической безопасности страны.

Попытки ИННК полностью взять под контроль энергетическую отрасль страны были встречены жестким санкционным давлением со стороны Великобритании и союзных ей стран, объявивших Ирану торговое эмбарго, означавшее международный бойкот покупки иранской нефти. Крупнейшие нефтяные компании Запада перешли на нефть, добываемую в других регионах — Кувейте и Саудовской Аравии, а нефтяные доходы Ирана стремительно сокращались. Международный суд в Гааге признал право Ирана на национализацию нефтяной отрасли, что не отменило действие санкций, продолжавшихся до свержения руководства страны в 1953 г.

К середине 1950-х годов иранское руководство отказалось от идеи развития экономики с опорой на национальные ресурсы и приняло решение о привлечении иностранного капитала, разрешив создание иностранных финансовых институтов в стране. Оценить эффективность этого решения можно, исходя из показателей графика (рис. 1).

Динамика ВВП в Иране в период 1960-1978 гг.
Рис. 1. Динамика ВВП в Иране в период 1960-1978 гг., млн долл. США (по текущим ценам)

Развитие иранской экономики при поддержке иностранного капитала было обеспечено принятием Закона о привлечении и поощрении иностранного капитала 1955 г. и Закона о создании совместных предприятий с иностранными компаниями для разведки нефтяных месторождений 1957 г. В соответствии с последним, совместные с итальянскими и американскими компаниями предприятия получили право на добычу нефти на континентальном шельфе Ирана.

Стремление правительства к открытости иранской экономики сопровождалось тенденцией к национализации крупного бизнеса. Проводимая на этом этапе масштабная аграрная реформа предполагала национализацию крупных землевладений, ранее принадлежавших местным феодалам, дробление их на мелкие участки и передачу их в пользу фермеров, арендаторов и сельскохозяйственных кооперативов. Также предполагалось субсидирование сельскохозяйственной отрасли, предоставлялись льготные условия на покупку государственных земель, а предприятия, занятые в сельском хозяйстве, освобождались от налогов.

Для защиты интересов стран-экспортеров нефти в 1960 г. была создана Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), играющая ключевую роль в формировании энергетической политики государств-участниц и противостоянии крупным энергетическим компаниям развитых стран Запада. Страны-участницы ОПЕК постановили определить соотношение доходов от экспорта нефти между национальными корпорациями и иностранными добывающими компаниями, действующими на территории стран, в пропорции не менее чем 55 к 45. В ноябре 1970 г. ИННК смогла добиться от МНК увеличения ежегодных показателей добычи и экспорта нефти, а также увеличения отчислений с 50 до 55% от прибыли консорциума, чему во многом способствовали такие факторы, как поддержка со стороны стран-участниц ОПЕК и конъюнктура международного нефтяного рынка, на котором спрос значительно превышал предложение. В этой связи была принята новая энергетическая стратегия Ирана, основным положением которой стало изменение подхода к сотрудничеству с иностранными компаниями и стремление к максимизации эффективности нефтяного бизнеса в стране. Государство отказалось от создания совместных с иностранными компаниями нефтедобывающих предприятий, вместо этого заключая с внешними партнерами контракты о подряде, по которым иностранные компании не владели собственностью в Иране, а лишь привлекались к работам в нефтяном секторе на подрядной основе, получая оплату в виде сырой нефти. Новая политика в отношении нефтяного бизнеса значительно увеличила доходы Ирана от экспорта нефти с 40% доли в бюджете страны в 1962 г. до 70% в 1973 г..

Значительное увеличение доли нефтяных доходов в структуре государственного бюджета Ирана привело к зависимости национальной экономики страны от колебаний цен на нефть на международных рынках. Именно это стало причиной кризиса, в котором оказалось государство в конце 1970-х годов. В Иране обострились социально-экономические проблемы, такие как повышение темпов роста инфляции, усиление расслоения общества, рост безработицы. Совокупность этих негативных факторов привела к массовым протестам, переросшим к 1979 г. в иранскую революцию.

Образованная по итогам революции Исламская Республика Иран (ИРИ) придерживалась изоляционистской политики и старалась противодействовать внедрению иностранного капитала в экономику страны. В новой Конституции, принятой в декабре 1979 г., закреплялось положение о недопустимости иностранного господства над экономикой и ресурсами страны. Для реализации поставленных целей была разработана новая экономическая модель, основными особенностями которой стали доминирующее положение государства в экономике страны, национализация банковских, обрабатывающих и транспортных отраслей. Новая модель основывалась на исламских принципах справедливости и равенства, что означало полный запрет на процентное кредитование, введение субсидий на покупку товаров первой необходимости и внедрение прогрессивной шкалы налогообложения. Важным направлением новой политики стало построение на территории страны так называемой автаркии — государства, способного существовать и развиваться собственными силами, без иностранного вмешательства. В рамках этого направления новое руководство постепенно снижало зависимость иранской экономики от нефтяных экспортных доходов.

В 1979 г. правительство ИРИ аннулировало соглашение с МНК и национализировало все активы компании, передав права на разработку, добычу и экспорт нефти ИННК. В ответ на это иностранные компании, потерявшие свои активы в Иране, потребовали от руководства страны компенсации в размере 350 млн долл. США. Правительство Ирана отказалось выполнять требования иностранных корпораций и значительно увеличило цену на экспортируемую из страны нефть.

Результаты нового подхода оказались противоречивыми. С одной стороны, уменьшение неравенства и расслоения в обществе, развитие новых отраслей экономики и создание новых рабочих мест. С другой стороны, тотальный государственный контроль, поголовная национализация бизнеса за исключением малых предприятий и отсутствие прозрачности в управлении, что сдерживало устойчивое экономическое развитие страны. Статистические данные, отраженные на графике ниже, иллюстрируют экономические тенденции в Иране того периода (рис. 2).

Динамика притока прямых иностранных инвестиций и объёма экспорта товаров и услуг, млрд долл. США (по текущим ценам)
Рис. 2. Динамика притока прямых иностранных инвестиций и объёма экспорта товаров и услуг, млрд долл. США (по текущим ценам)

К началу 1990-х годов стала очевидной необходимость изменений в проводимой Ираном экономической политике. Опустошение государственного бюджета из-за стремительного снижения нефтяных доходов, поднявшийся уровень инфляции и обнищание населения подтолкнули правительство ИРИ к проведению реформ. Руководство страны надеялось при помощи привлечения иностранных инвестиций создать условия для эффективного развития экономики и повышения конкурентоспособности иранских товаров.

Особое внимание уделялось реформированию банковской системы. Было разрешено открытие частных банков, при регистрации которых необходимо было направить заявку в Банк Ирана с приложением необходимой документации. Либерализация коснулась государственной политики в отношении иностранного капитала. Иранское правительство заключило более 50 двусторонних инвестиционных соглашений и приняло закон о поощрении и защите иностранных инвестиций (FIPPA).

Приоритетным направлением стало привлечение иностранных производителей на территорию страны путем предоставления льготного режима налогообложения, кредитования и лицензирования. Понимая свои конкурентные преимущества в виде дешевой рабочей силы и богатых запасов энергоносителей и цветных металлов, а также стремление западных производителей вывести вредные производства за пределы своих государств, Иран привлек значительные иностранные инвестиции в развитие нефтехимической индустрии и металлургии.

Усилившееся санкционное давление на нефтегазовый сектор вынудило Иран переориентировать внешнюю торговлю в сторону ненефтяного экспорта. Уже в 2015-2016 гг. доля нефтяного экспорта сократилась и составила в общем объеме экспортируемых Ираном товаров около 50% против 75% в 1990-е годы.

Иран добивался смягчения санкций путем подписания в 2013 г. Совместного плана действий по иранской ядерной программе, предполагавшего сокращение ядерной программы Ирана в обмен на послабления в санкционном режиме и гарантию неприменения новых ограничительных мер. С подписания в 2015 г. Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) начался период притока иностранных инвестиций в иранскую экономику. Европейский союз отменил нефтяное эмбарго и подключил банковскую систему Ирана к системе SWIFT.

Несмотря на это, большая часть санкций в отношении Ирана продолжала действовать. В 2016 г. Конгресс США продлил действие санкций еще на 10 лет, а с приходом к власти администрации Д. Трампа давление на Иран только усилилось. Администрация США обвинила Иран в нарушении соглашения и в 2018 г. вышла из СВПД. Под санкции попали не только иранские производители, но и иностранные компании, решившие импортировать иранскую нефть.

Политика максимального давления со стороны США негативно влияет на экономическую ситуацию в Иране, однако полностью парализовать экономику не в состоянии, хотя сокращение продаж нефти привело к снижению ВВП страны на 6,8% в 2019 г. В качестве мер по преодолению санкций Иран использует политику открытия в третьих странах подставных компаний, а также пользуется услугами зарубежных финансовых институтов.

На конец 2023 г. доля нефтедобычи в ВВП страны составляла 23%, что говорит о том, что Ирану удалось не только противостоять давлению со стороны стран Запада, но и снизить влияние нефтяных доходов на национальное благосостояние. В настоящее время самым большим сектором экономики страны является сфера услуг, составляющая 51% от ВВП страны. На долю сектора недвижимости и специализированных профессиональных услуг приходится 14% от ВВП, на долю услуг ресторанного и гостиничного бизнеса, а также сферы торговли — 12%, на государственные услуги — 10% от ВВП.

Список источников:

  • Страны-лидеры по добыче нефти: как менялась ситуация в последние 50 лет? — URL: https://nprom.online/popular/strany-lidery-po-dobyche-nefti-kak-menyalas-situacziya-v-poslednie-50-let/ (дата обращения: 18.01.2025).
  • Мамедова Н.М. Роль планирования в экономическом развитии Ирана. Текст: электронный // Восточная аналитика. — 2016. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-planirovaniya-v-ekonomicheskom-razvitii-irana (дата обращения: 19.01.2025).
  • World Bank. World Development Indicators [Электронный ресурс]. — URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 19.01.2025).
  • Чувахина Л.Г. Становление и развитие энергетического сектора Ирана // Горизонты экономики. — 2023. — № 2 (75). — С. 71–78. — EDN JYDZVD.
  • Правосудов С.А. Нефть и газ: деньги и власть. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2017. — С. 15 (дата обращения: 20.01.2025).
  • Esfahani H.S., Pesaran M.H. The Iranian Economy in the Twentieth Century: A Global Perspective. — Iranian Studies. — 2009. — Vol. 42. — № 2. — P. 145 (дата обращения: 20.01.2025).
  • World Bank. World Development Indicators. [Электронный ресурс]. — URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 20.01.2025).
  • Van de Graaf, Thijs. «The 'oil Weapon' Reversed? Sanctions against Iran and U.S.-EU Structural Power». MIDDLE EAST POLICY, vol. 20, no. 3, 2013, pp. 145–63, doi:10.1111/mepo.12040. (дата обращения: 20.01.2025).
  • Мамедова Н.М. Иран в XX веке. Роль государства в экономическом развитии: монография. — М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1997. — С. 144.
  • Чувахина Л.Г. Экономическое сотрудничество Ирана и Индии в условиях санкционного давления Запада // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — 2024. — № 3. — С. 67–74. — DOI 10.26653/2076-4650-2024-03-05. — EDN EVQOKF.
  • Иран-ВВП; Trading economics. — URL: https://ru.tradingeconomics.com/iran/gdp (дата обращения: 20.01.2025).
  • Экспорт нефти из Ирана; Tadviser. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Экспорт_нефти_из_Ирана (дата обращения: 20.01.2025).

Оригинальная статья: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80383681

Иран: реализованные проекты

Иран: Статьи

Сырьевая экономика и проблема диверсификации экспорта: Россия и опыт Ирана
В статье анализируются проблемы сырьевой модели, опыт Ирана по диверсификации экономики и возможные ...
Нефтегазовое законодательство Ирана
Приведена информация о действующем законодательстве, регулирующем деятельность государственных и час...
Иран расширяет рынки сбыта полистирола
С 2017 по 2019 увеличены объемы поставок в Сербию, Италию, Россию, Румынию, Боснию и Герцеговину, ...