Некоторые аспекты правового регулирования налогообложения недвижимости в России

Некоторые аспекты правового регулирования
налогообложения недвижимости в России

Налог на недвижимость существует в большинстве стран мира. Исключением являются Хорватия, Мальта, Монако, Каймановы острова, Доминикана, Острова Теркс и Кайкос, Острова Кука и Фиджи, Сейшельские острова, Шри-Ланка и некоторые страны Ближнего Востока: Бахрейн, Оман, Катар, Израиль, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ [1].

Именно поэтому, покупка недвижимости на территории ОАЭ является достаточно популярной. Многие риэлторы призывают покупать недвижимость в данной стране в качестве инвестиций, называя ОАЭ «раем» для покупателей. При этом граждане РФ не учитывают особенности налоговой политики ОАЭ на рынке недвижимости.

В первую очередь необходимо обратиться к понятию налоговой политики. В России ежегодно Правительство РФ разрабатывает и публикует на официальном сайте Министерства финансов РФ текст основных направлений налоговой политики государства, вместе с тем в налоговом законодательстве до сих пор отсутствует легально-закрепленное понятие "налоговая политика". Наиболее точную и всеобъемлющую трактовку современного понятия налоговой политики, дал А.С. Титов. По его мнению, налоговая политика - это совокупность экономико-финансовых и правовых мер, используемых при установлении налоговой системы в государстве, для контроля за исполнением обязанностей налогоплательщиками в целях обеспечения деятельности органов государственной власти и экономического развития страны в целом за счет перераспределения финансовых ресурсов [2].

По мнению Бикаловой Н.А. налоговую политику ОАЭ можно разделить на разные сфере, при этом цель её проведения остается неизменной, которая выражается в привлечении инвесторов, что и способствует обеспечению финансовых потребностей государства [3].

Обращаясь непосредственно к вопросам налогообложения, рассмотрим существующие налоги, уплата которых обязательна, если налогоплательщик имеет недвижимое имущество в России.

В соответствии Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик-физическое лицо обязан платить налог на имущество, объект которого признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество:

ol>
  • жилой дом,
  • квартира, комната,
  • гараж, машино-место,
  • единый недвижимы комплекс,
  • объект незавершенного строительства,
  • иные здание, строение, сооружение, помещение [4].
  • С 01 января 2024 г. дома (в том числе многоквартирные дома, наемные дома, садовые дома) и жилые строения относятся к жилым домам [5]. Соответственно объектам устанавливаются налоговые ставки:

    • - 0,1% от кадастровой стоимости недвижимости - жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства,
    • - 2% за объекты торгово-офисной недвижимости, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей,
    • 0,5% - за остальные объекты недвижимости.

    При этом существуют особенности исчисления данных базовых ставок:

    • Во-первых, местные власти имеют право на снижение или повышение ставки (при этом, понижение ставки возможно до нуля, тогда, как верхний порог не может быть увеличен более, чем в три раза).
    • Во-вторых, размер налога меняется в зависимости от кадастровой стоимости недвижимого имущества, что также зависит от региона Российской Федерации.

    Например, согласно Закону Москвы от 19.11.2014 № 51 «О налоге на имущество физических лиц» по квартирам, комнатам, жилым домам, хозяйственным строениям на дачном участке (если площадь такого строения не более 50 кв. м), налоговая ставка зависит от кадастровой стоимости [6].

    Ставка налога в г. Москве в зависимости от кадастровой стоимости квартиры/комнаты/жилого дома составляет:

    • до 10 млн руб. - 0,1%
    • от 10 до 20 млн руб. - 0,15%
    • от 20 до 50 млн руб. - 0,2%
    • от 50 до 300 млн руб. - 0,3%.

    Кроме того, российское налоговое законодательство регулирует налогообложение при покупке и продаже недвижимого имущества. Так, при продаже недвижимого имущества с дохода уплачивается НДФЛ по правилам ст. 214.10 НК РФ, а также применяются имущественные налоговые вычеты, как при покупке, так и продаже недвижимого имущества. Также, установлены особенности при продаже недвижимого имущества в России в зависимости минимального срока владения имуществом. Общий минимальный срок равен пяти годам, в то время, как может применяться сокращенный минимальный срок владения имуществом, равный трем годам. По общему правилу, если продажа недвижимого имущества производится по истечении указанного минимального срока владения имуществом, то налогоплательщик-физическое лицо освобождается от уплаты налога, полученного с такого дохода.

    Таким образом, российское налоговое законодательство содержит большое количество преференций при налогообложении недвижимого имущества в особенности для налоговых резидентов России, предоставляя последним имущественные налоговые вычеты.

    Обращаясь к законодательству ОАЭ стоит отметить иной подход к начислению налогов. В данной стране отсутствует ежегодный налог на недвижимость [7].

    Однако существует годовой взнос за содержание здания. Именно про этот взнос чаще всего забывают иностранные граждане. Сумму взноса определяет застройщик в зависимости от площади жилья и ставок для конкретного девелоперского проекта. За содержание жилья в среднем платят 250 – 500 дирхам (около 6 000 руб. – 12 000 руб. за м² в год) [8].

    То есть, в случае, наличия в собственности квартиры, площадью 50 кв.м. годовой взнос составит около 422 000,00 руб.

    Важно отметить, что оплата за содержание дома вносится авансом, на год вперёд. Соответственно, при покупке квартиры необходимо учитывать данную сумму.

    Выплата годового взноса производиться собственником жилья вне зависимости от того, сдается она в аренду или же нет. При этом сумма списывается со счёта владельца автоматически, что помогает государству избежать злоупотребления правами со стороны собственников недвижимости.

    Таким образом, несмотря на формальное отсутствие ежегодного налога, сумма взноса, подлежащая обязательной уплате в десятки раз превышает налог, предусмотренный НК РФ.

    Отношения между федеральным и местным уровнями власти продолжают меняться и развиваться. Небольшие эмираты выиграли от федерации в таких областях, как образование и туризм. В то же время в других областях, таких как судебная система, наблюдается развивающаяся тенденция к дальнейшей добровольной передаче местных полномочий федеральным учреждениям.

    Традиционные и современные формы правления сосуществуют и дополняют друг друга. Хотя политические лидеры в эмиратах не избираются, граждане могут выразить свои опасения непосредственно своим лидерам с помощью традиционных механизмов, таких как открытый меджлис или неформальное собрание.

    Конституция запрещает пытки или унижающее достоинство обращение и запрещает арест, обыск, задержание или тюремное заключение, а также проникновение в дома без разрешения владельца, за исключением случаев, предусмотренных законом. Он предусматривает независимость судебной власти, но ее решения подлежат пересмотру политическим руководством. В статье 25 конституции также говорится, что все люди равны перед законом, и между гражданами Союза не должно быть дискриминации по признаку расы, национальности, религиозных убеждений или социального статуса

    В статье 28 указывается, что наказание является личным, обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его обвинительный приговор не будет доказан в суде, в котором обеспечиваются необходимые гарантии права на самооборону. Закон должен предусматривать случаи, в которых должно быть назначено присутствие адвоката защиты. Статья 27 добавляет, что преступления и наказания определяются законом, и никакое наказание не налагается за любое действие или бездействие, совершенное до принятия соответствующего закона.

    В статье 111 четко указано, что законы должны быть опубликованы в Официальном вестнике Союза в течение максимум двух недель с даты их подписания и обнародования Президентом Союза после их ратификации Верховным Советом.

    В статье 112 закреплено, что никакие законы не могут применяться, кроме как в отношении того, что происходит с даты их вступления в силу, и такие законы не имеют обратной силы, однако, если этого требует необходимость, закон может предусматривать обратное в вопросах, отличных от уголовных.

    В статье 47 указывается, что Высший совет Союза осуществляет ратификацию договоров и международных соглашений, и такая ратификация осуществляется указом. Статья 60 добавляет, что Совет министров несет ответственность за надзор за выполнением международных соглашений, заключенных Союзом. И далее в статье 91 говорится, что Правительство должно информировать Ассамблею Союза о международных договорах и соглашениях, заключенных с другими государствами и различными международными организациями, вместе с соответствующими разъяснениями.

    Федеральный верховный совет состоит из правителей семи эмиратов, составляющих федерацию, или их заместителей в своих эмиратах в случае отсутствия или отсутствия правителей. Каждый эмират имеет один голос в резолюциях и обсуждениях совета.

    Федеральный Верховный совет выполняет обязанности:

    • формулирование общей политики по всем вопросам, отнесенным к компетенции федерации в соответствии с конституцией, и рассмотрение всех вопросов, которые могут привести к достижению целей федерации и общих интересов эмиратов-членов;
    • одобрение различных федеральных законов до их издания, включая законы о годовом общем бюджете федерации и о заключительных счетах;
    • санкционирование указов по вопросам, которые в силу положений конституции подлежат ратификации и утверждению Федеральным Верховным советом. Такие санкции применяются до издания таких указов президентом совета;
    • ратификация договоров и международных соглашений. Такая ратификация осуществляется указом; 86 Вестник экономической безопасности № 1 / 2023 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ;
    • утверждение назначения премьер-министра федерации, принятие его отставки и обращение к нему с просьбой уйти в отставку по предложению президента Федерации; – утверждение назначения президента и судей Верховного федерального суда, принятие их отставок и увольнение их в случаях, предусмотренных конституцией. Такие действия осуществляются указами;
    • высший контроль над делами федерации в целом;
    • любые другие соответствующие обязанности, предусмотренные конституцией или федеральными законами [1, с. 23].

    Механизмы принятия решений Федеральным Верховным Советом:

    • Федеральный Верховный совет устанавливает свои собственные правила, включая порядок ведения дел и порядок голосования по его резолюциям. Обсуждения в Совете должны оставаться тайными.
    • Федеральный верховный совет учреждает генеральный секретариат, состоящий из достаточного числа должностных лиц, чтобы помочь ему в выполнении своих обязанностей и функций.
    • Решения Федерального Высшего совета по вопросам существа принимаются большинством в пять его членов при условии, что такое большинство включает в себя голоса эмиратов Абу-Даби и Дубая. Меньшинство должно придерживаться мнения вышеупомянутого большинства. Однако резолюции совета по процедурным вопросам принимаются большинством голосов. Такие вопросы определены в уставе совета.
    • Федеральный Верховный совет проводит свои заседания в столице федерации, однако они могут проводиться в любом другом согласованном заранее месте [1, с. 31].

    Статья 51 гласит, что Высший совет Союза избирает из числа своих членов Президента и вице-президента Союза, а вице-президент Союза осуществляет все полномочия Президента в случае его отсутствия по какой-либо причине. Президент Союза принимает на себя следующие полномочия:

    1. Председатель Верховного совета и руководство его обсуждениями.
    2. Председательствует на заседаниях Верховного Совета и прекращает его заседания в соответствии с правилами процедуры, на основании которых Совет принимает решения о своих регламентах. Он обязан созывать заседания Совета всякий раз, когда об этом просит один из его членов.
    3. Созыв Верховного Совета и Совета Министров на совместное заседание, когда того требует необходимость.
    4. Подписание законов, указов и решений Союза, санкционированных Верховным Советом, и их обнародование.
    5. Назначение премьер-министра, принятие его отставки и освобождение его от должности с согласия Верховного Совета. Он также назначает заместителя премьер-министра и министров, принимает их заявления об отставке и освобождает их от должности в соответствии с предложением премьер-министра Союза.
    6. Назначение дипломатических представителей Союза в иностранных государствах и других высокопоставленных должностных лиц Союза, как гражданских, так и военных (за исключением председателя и судей Верховного суда Союза), а также принятие их отставок и увольнение с согласия Совета министров Союза. Такие назначения, принятие отставок и увольнения осуществляются указами и в соответствии с законами Союза.
    7. Подписание верительных грамот дипломатических представителей Союза при иностранных государствах и организациях и принятие верительных грамот дипломатических и консульских представителей иностранных государств при Союзе и получение их верительных грамот. Он также подписывает документы о назначении и доверенности представителей.
    8. Надзор за выполнением законов, указов и решений Союза через Совет министров Союза и компетентных министров.
    9. Осуществление права на помилование и смягчение приговоров и утверждение смертных приговоров в соответствии с положениями настоящей Конституции и законами Союза.
    10. Награждение орденами и медалями почета, как гражданскими, так и военными, в соответствии с законами, касающимися таких орденов и медалей.
    11. Любые другие полномочия, предоставленные ему Верховным советом или предоставленные ему в соответствии с настоящей Конституцией или законами Союза [1, с. 46].

    Статья 55 показывает, что Совет министров Союза состоит из премьер-министра, его заместителя и ряда министров, а в статье 57 говорится, что премьер-министр, его заместитель и министры перед вступлением в должность приносят следующую присягу перед Президентом Союза.

    Обязанности Совета министров Союза:

    1. Контроль за осуществлением общей политики правительства Союза, как внутренней, так и внешней.
    2. Инициирование проектов федеральных законов и представление их в Национальный совет Союза, прежде чем они будут переданы президенту Союза для представления Верховному совету на утверждение.
    3. Созыв Верховного Совета и Совета Министров на совместное заседание, когда того требует необходимость.
    4. Составление годового общего бюджета Союза и окончательных счетов.
    5. Подготовка проектов указов и различных решений.
    6. Издавать нормативные акты, необходимые для исполнения законов Союза, без внесения изменений или приостановления действия таких нормативных № 1 / 2023 Bulletin of economic security 87 JURISPRUDENCE актов или каких-либо исключений из их исполнения. Издание также полицейских постановлений и других нормативных актов, касающихся организации государственных служб и администрации в рамках настоящей Конституции и законов Союза. Специальное положение закона или Совета министров может поручить компетентному министру Союза или любому другому административному органу обнародовать некоторые из таких правил.
    7. Надзор за выполнением законов, указов, решений и правил Союза всеми заинтересованными органами власти в Союзе или в Эмиратах.
    8. Надзор за исполнением решений, вынесенных судами Союза, и выполнением международных договоров и соглашений, заключенных Союзом.
    9. Назначение и увольнение профсоюзных работников в соответствии с положениями закона при условии, что их назначение и увольнение не требуют издания указа.
    10. Контроль за ведением работы в отделах и общественных службах Профсоюза, а также за поведением и дисциплиной работников Профсоюза в целом.
    11. Любые другие полномочия, предоставленные ему законом или Верховным советом в рамках настоящей Конституции.

    Объединенные Арабские Эмираты, по сути, являются юрисдикцией гражданского права, на которую сильно повлияли французское, римское, египетское и исламское право. Принципы общего права, такие как принятие предыдущих судебных решений в качестве юридических прецедентов, как правило, не признаются (хотя решения, вынесенные вышестоящими судами, обычно применяются судами низшей инстанции). Только местные фирмы могут выступать в качестве адвокатов в суде. Поскольку ОАЭ зарекомендовали себя как региональный центр международного бизнеса, арбитраж постепенно становится популярным методом разрешения споров.

    В структуре суда есть три основные отрасли: гражданское, уголовное и шариатское, или исламское, право. Судебная структура в Дубае состоит из следующих судов: Суд первой инстанции, Апелляционный суд и Кассационный суд. Суд первой инстанции включает гражданский суд, уголовный суд и шариатский суд.

    Суд ОАЭ примет адвоката, назначенного истцом в соответствии с положениями закона, и адвокат должен подтвердить свое назначение в качестве представителя своего клиента официальным документом (т.е. доверенностью), заверенным нотариусом.

    Гражданский суд (или Суд первой инстанции) рассматривает все иски, начиная от коммерческих вопросов (включая дела о взыскании долгов) и заканчивая морскими спорами. После вынесения решения стороны имеют право подать апелляцию в Апелляционный гражданский суд по фактическим и/или юридическим основаниям в течение 30 дней с даты вынесения решения. Можно представить дополнительные доказательства в Апелляционный суд или потребовать вызова дополнительных свидетелей для дачи показаний. После этого стороны могут подать апелляцию только по вопросам права в Кассационный суд (высший суд Дубая), который обычно состоит из пяти судей. Апелляция должна быть подана в течение 30 дней с даты получения сторонами уведомления о решении Апелляционного суда. Все решения Кассационного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.

    Уголовные действия в ОАЭ начинаются с подачи жалобы в местную полицию в юрисдикции, где было совершено преступление. В ходе расследования полиция может принять заявления любых вовлеченных сторон. После этого первоначального расследования местная полиция обычно передает дело в прокуратуру в течение 48 часов с момента подачи жалобы. Полиция может передать дело прокурору для консультации, прежде чем официально передать дело с рекомендацией выдвинуть обвинения [2, с. 55].

    Затем прокуратура проведет расследование, примет заявления любых вовлеченных сторон и заслушает их свидетелей или любого другого лица, которое, по мнению прокурора, располагает информацией, относящейся к делу. Затем прокуратура примет решение либо передать дело в суд, либо отказаться от предъявления обвинений в отсутствие достаточных доказательств того, что преступление было совершено. Прокурор должен принять решение о предъявлении обвинения или прекращении дела в течение 14 дней с момента получения дела из полиции. Если прокурору требуется больше времени для принятия решения, он может подать в суд ходатайство о продлении срока, которое будет одобрено или отклонено по усмотрению суда. Хотя это случается крайне редко и только при смягчающих обстоятельствах, известно, что дела находятся на рассмотрении прокурора до года. Шариатские или исламские суды работают наряду с гражданскими и уголовными судами в ОАЭ. Шариатский суд является исламским судом в ОАЭ и в первую очередь отвечает за гражданские дела между мусульманами.

    Шариатские суды обладают исключительной юрисдикцией для рассмотрения семейных споров, включая вопросы, связанные с разводом, наследованием, опекой над детьми, жестоким обращением с детьми и опекой над несовершеннолетними. В отсутствие какого-либо конкретного положения в кодифицированном законодательстве ОАЭ применяются исламские принципы шариата, изложенные в учебниках по исламскому шариату.

    Шариатский суд может, только на федеральном уровне (который, как упоминалось ранее, исключает Дубай и Рас-Эль-Хайму), также рассматривать апелляции по определенным уголовным делам, включая изнасилования, грабежи, вождение в состоянии алкогольного опьянения и связанные с ними преступления, которые первоначально рассматривались в уголовных судах низшей инстанции.

    Кассационный суд является высшей судебной инстанцией в ОАЭ, и он рассматривает споры только по вопросам права. Кассационный суд будет не только выступать в качестве апелляционного суда в отношении решений судов низшей инстанции, но и осуществлять надзор за этими судами низшей инстанции, чтобы убедиться, что они правильно применяют и толкуют закон. Нижестоящие суды должны соблюдать правовые принципы, установленные Кассационным судом [3, с. 42].

    Кассационному суду также поручено осуществлять судебный надзор за всеми законодательными актами, как за законами, принятыми на федеральном уровне, так и за законами, принятыми отдельными эмиратами.

    Каждый из семи эмиратов имеет свое собственное правительство, которое функционирует в тандеме с федеральным правительством. Крупнейший и самый густонаселенный эмират Абу-Даби имеет свой собственный центральный орган управления ‒ Исполнительный совет, возглавляемый наследным принцем; Восточные и Западные регионы и остров Дас возглавляются представителем правителя. Муниципалитеты управляют основными городами, в каждом из которых есть муниципальный совет. Национальный консультативный совет функционирует подобно Федеральному национальному совету. Местные департаменты выполняют различные административные функции. Аналогичная система муниципалитетов и департаментов существует и в других эмиратах.

    Федеральный национальный совет ОАЭ обсуждает годовой бюджет и ежегодные итоговые отчеты. Согласно конституции страны, половина доходов каждого эмирата зарезервирована для федерального бюджета, но на практике Абу-Даби и Дубай генерируют 85 процентов валового внутреннего продукта ОАЭ и являются единственными, которые вносят вклад в федеральные финансы. Из двух вклад Абу-Даби несколько больше.

    Дефицит, как правило, финансируется за счет дополнительных взносов двух эмиратов, а также некоторой поддержки со стороны Центрального банка ОАЭ. Власти также обсуждают налог на добавленную стоимость как средство расширения налоговой базы. ОАЭ, ориентированные на внешнюю стратегию развития, уже уменьшили свою зависимость от доходов от продажи нефти.

    Новый закон о борьбе с отмыванием денег в мае 2002 года дал Центральному банку право замораживать любые подозрительные счета на семь дней без предварительного юридического разрешения. Банки были обязаны предоставлять все данные о своих клиентах и внутренних и внешних транзакциях по запросу и сообщать о любых подозрительных сделках. Центральный банк уже заморозил или внес в черный список около 30 банковских счетов на этих основаниях и раскрыл несколько операций по отмыванию денег внутри ОАЭ. В 2004 году были приняты законы против финансирования терроризма и для решения проблем отмывания денег в финансовых свободных зонах ОАЭ [3, с. 54].

    Федеральное правительство поощряло диверсификацию и приватизацию экономики. Дубай взял на себя ведущую роль в поощрении иностранных инвестиций, стремясь стать ведущим центром международной торговли, в то время как Абу-Даби, на долю которого приходится около 95 процентов добычи нефти, возглавляет приватизацию коммунальных предприятий и ищет иностранные инвестиции в некоторые сектора экономики, особенно в энергетику, чтобы привлечь в современных технологиях и методах управления и снижения затрат.

    Список источников

    1. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник. М. : Инфра-М, РИОР, 2012. ;
    2. Актуальные проблемы международного права : монография / Ю. А. Иванова, Г. М. Сарбаев, В. И. Федулов, Г. Х. Хадисов, Н. Д. Эриашвили ; под общ. ред. Ю. А. Ивановой. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022;
    3. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М. : Статут, 2013.

    Библиографический список

    1. Актуальные проблемы современного экологического права : монография / Ю. А. Иванова, Н. Д. Эриашвили, И. В. Грошев ; под общ. ред. Ю. А. Ивановой. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022.

    Источник:

    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54946236

    Опишите
    задачу
    Предложим решение
    * - Обязательные поля

    ОАЭ: Статьи

    Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ): конституционное законодательство

    Аннотация. Конституция Объединенных Арабских Эмиратов обеспечивает правовую и политическую основу для деятельности Объединенных Арабских Эмиратов как федерации семи эмиратов. Конституция вступила в силу 2 декабря 1971 года и была окончательно принята...

    Гражданское законодательство ОАЭ: соответствие нормам международного права

    В статье рассмотрены нормы гражданского законодательства Объединённых Арабских Эмиратов. Приведены его основные составляющие. Предложено введение органа по гармонизации для оценки соответствия иностранных норм шариату. Целью работы является изучение ...