Диалектика экономических реформ Н.Моди
- Истоки идеи "Самостоятельная Индия"
- Курс Н.Моди на дерегулирование индийской экономики
- Инфраструктура как фактор долгосрочного экономического роста
- Заключение
После победы на парламентских выборах в мае 2019 г. и переизбрания Нарендры Моди на пост премьер-министра в преобразовательном курсе правящей Бхаратия джаната парти (БДП) была продолжена линия на развитие секторов обрабатывающей промышленности, инфраструктуры и услуг, за счет которых планировалось увеличить темпы экономического роста и обеспечить занятость. Еще в сентябре 2014 г. была инициирована программа Make in India, нацеленная на превращение страны в центр мирового производства. Благодаря её действию открылись возможности для стимулирования инвестиций в промышленное производство, продвижения ключевых инфраструктурных проектов (промышленные коридоры, транспортные узлы, центры логистики, новейшие коммуникации, «умные города» и т.д.), внедрения рационализаторских идей, повышения уровня профессиональных навыков и знаний.
В мае 2020 г. для смягчения негативных последствий пандемии COVID-19 для экономики и общества премьер-министр Н.Моди инициировал начало миссии «Самостоятельная Индия» (Aatmanirbhar Bharat), включавшей в себя несколько пакетов помощи пострадавшим отраслям экономики и наименее защищенным слоям и группам общества. Затем 12 октября и 12 ноября 2020 г. было объявлено о дополнительных программах поддержки (Aatmanirbhar Bharat Package 2.0 и Aatmanirbhar Bharat Package 3.0).
Общая сумма на реализацию всего плана по восстановлению экономики составила 27,1 трлн рупий ($328 млрд), или примерно 13% ВВП [1, p. 2]. Существенная часть разработанных антикризисных мер касалась изменений политики в области инфраструктуры, предприятий государственного сектора, прямых иностранных инвестиций, налогообложения, а также расширения субсидий, финансирования и льготного кредитования для представителей мелкого, малого и среднего бизнеса, уличных торговцев, фермеров, предоставления бесплатной продовольственной помощи рабочим-мигрантам.
Истоки идеи "Самостоятельная Индия"
Исторические корни идеи Aatmanirbhar Bharat восходят еще к периоду борьбы за независимость. Во время раздела Бенгалии в 1905 г. возникло движение свадеши, основные принципы которого состояли в развитии производства отечественных товаров и бойкотировании индийцами британской продукции. Важно отметить, что контуры будущего социально-экономического курса, включавшего в себя элементы политики импортозамещения, были представлены в составленном индийскими промышленниками Бомбейском плане 1944 г. В период независимости обеспечение продовольственной безопасности (повестка «зеленой революции» 1970-х гг.), а также финансовой самодостаточности посредством проводившегося импортозамещения занимало важное место в пятилетних планах развития. На рубеже 1980–1990-х гг. страна столкнулась с многоуровневым кризисом, который привел к смене экономической модели.
Экономические реформы 1990-х гг. проложили дорогу к большей открытости индийской экономики путем снятия количественных ограничений на импорт, обеспечения свободной конвертируемости индийской рупии и т.д. Вместе с тем речь шла также о создании внутренней производственной базы, соответствующей мировому уровню. В условиях освобождения индийской экономики от излишнего вмешательства и контроля со стороны государства идея самодостаточного развития получила новое прочтение, связанное с формированием экспортно-ориентированной экономической модели. Её сущностные черты состоят в уменьшении зависимости от импортного сырья, оборудования и ресурсов, расширении возможностей для частного сектора, а также создании благоприятной среды для развития конкурентоспособного отечественного производства. Лидер БДП Атал Бихари Ваджпаи, занимавший пост премьер-министра страны в 1996 г. и в 1998–2004 гг., отмечал в интервью: «“свадеши” не означает, что Индия станет островом или изоляционистом. Также это не означает, что мы будем препятствовать потоку новых идей и новых технологий или, если уж на то пошло, иностранным инвестициям».
В политике властей в области реформ подчеркивалось, что Республика Индия обладает всеми необходимыми природными, научно-техническими и человеческими ресурсами для достижения абсолютной политической и экономической самостоятельности [2, p. 12]. Кроме того, страна меняется не обособленно, а в соответствии с общемировыми вызовами, на которые она должна быть готова дать адекватный ответ. В данном контексте БДП позиционирует себя в качестве устойчивой и консолидирующей силы, которая способна, опираясь на накопленный и новейший опыт развития, обеспечить стабильность, порядок и социально-экономическое благополучие.
Озвученная премьер-министром инициатива «Самостоятельная Индия» должна способствовать подъему местного производства, ориентированного как на экспорт, так и на удовлетворение внутреннего спроса. Программа Make in India получила дополнительный стимул для развития и по состоянию на 2022 г. охватывает уже 27 отраслей. Отдельно следует сказать о принятых в марте 2020 г. в рамках Production Linked Incentive мерах по расширению производственных возможностей в различных секторах экономики «с потенциалом создания 6 млн новых рабочих мест и дополнительного производства в объеме 30 трлн рупий ($363 млрд) в течение следующих 5 лет» [3, p. 2]. На сегодняшний день стимулирующие меры распространяются на 14 отраслей, среди которых выпуск фармацевтических препаратов, медицинского оборудования, сетевых устройств, автомобилей, дронов и их комплектующих, электроники, бытовой техники и др.
Курс Н.Моди на дерегулирование индийской экономики
В отчетах правительства отмечается улучшившийся за последние несколько лет бизнес-климат в стране, а также признается весомый вклад предпринимаемых шагов по обеспечению более либерального режима для притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В рейтинге Ease of Doing Business Республика Индия с 142-го места в 2014 г. поднялась на 77-е в 2018 г., затем на 63-е в 2019 г. благодаря достижениям в таких показателях ведения бизнеса, как «урегулирование неплатежеспособности», «разрешение на строительство», «трансграничная торговля», «регистрация собственности», «доступ к электричеству», а также «уплата налогов».
В последние 9 лет премьерства Н.Моди позиции Республики Индия как одного из наиболее привлекательных направлений для иностранного капитала заметно усилились: если в 2014–15 ф.г. приток ПИИ составил $45,14 млрд, то уже в 2020–21 ф.г. – $81,97 млрд.
Для достижения высоких темпов экономического роста и увеличения объема ВВП к 2025 г. до $5 трлн правительство БДП проводит реформы, направленные на поддержание восходящего тренда в сфере частных иностранных капиталовложений. Большинство индийских отраслей открыты для 100% ПИИ без предварительного правительственного одобрения, за исключением секторов, стратегически важных с точки зрения обороны и национальной безопасности. В 2021–22 ф.г. наибольший объем поступивших ПИИ зафиксирован в таких областях, как компьютерное оборудование и программное обеспечение (24,60%), услуги (12,13%), автомобильная промышленность (11,89%), торговля (7,72%) и строительство (5,52%)2. В пятерку основных стран-инвесторов для индийских компаний входят: Сингапур (27,01%), США (17,94%), Мавритания (15,98%), Нидерланды (7,86%), Швейцария (7,31%).
Некоторые изменения в сторону повышения потолка инвестирования были включены в план по восстановлению экономики страны в период борьбы с пандемией. Так, в 2020 г. было объявлено об увеличении доступного уровня ПИИ в автоматическом режиме с 49% до 74% в оборонной отрасли, а с разрешения правительства и до 100% при условии, что «это может привести к получению доступа к современным технологиям»4. Основная цель – привлечь капиталовложения и внедрить передовые научные разработки в собственное оборонное производство, чтобы не только добиться необходимого военнотехнического обеспечения/оснащения вооруженных сил страны, но и расширить экспортный потенциал индийской промышленности в области оборонных снаряжений и техники.
Еще в мае 2016 г. для разрешения ситуации с накопившимися в банковском секторе неработающими активами парламент принял «Кодекс о несостоятельности и банкротстве», что позволило законодательно улучшить систему разрешения спорных ситуаций с неплатежеспособными предприятиями. Когда началась пандемия COVID-19, правительство объявило о послаблениях для корпоративных должников: во-первых, до весны 2021 г. было приостановлено инициирование новых производств по делам о платежной несостоятельности корпораций. То есть задолженность, возникшая в связи с пандемией, не подпадала под указанное в Кодексе определение «дефолт» и не являлась причиной/основанием для начала процедуры банкротства; во-вторых, был повышен минимальный порог неисполнения обязательств со 100 тыс. до 10 млн рупий (с $1,2 тыс. до $121 тыс.).
Одним из шагов по стимулированию предпринимательской и инвестиционной деятельности в допандемийный период стало уменьшение ставки налога на прибыль индийских корпораций. 20 сентября 2019 г. Министерство финансов сообщило о сокращении корпоративного налога c 30% до 22% для любой отечественной компании, а также с 25% до 15% для компаний, созданных и запустивших производство с 1 октября 2019 г. по 31 марта 2023 г.6 при условии, что они не будут пользоваться никакими стимулами и льготами [5]. Эксперты называли снижение налога на прибыль компаний довольно рискованным шагом, ориентируясь на официальные данные, согласно которым бюджет может недополучить в годовом исчислении 1,45 трлн рупий ($17,5 млрд).
Индийские власти, в свою очередь, рассчитывают привлечь инвестиции в промышленность и ускорить темпы выполнения программы Make in India. Как подчеркивал тогдашний главный советник по экономике при правительстве Республики Индия К.В.Субраманиан, «инвестиции важны для повышения производительности в экономике, и именно производительность в конечном итоге повышает заработную плату, создает рабочие места, увеличивает экспорт». Во многом при принятии решения нынешние власти ориентировались и на зарубежную практику, чтобы повысить конкурентные преимущества Индии по сравнению со странами АСЕАН.
Важной вехой в реформировании налогового законодательства стала отмена ретроспективного налога (retrospective tax). Этот налог был введен в мае 2012 г. по инициативе занимавшего тогда пост министра финансов Пранаба Мукхерджи. Предложенные им поправки в «Закон о подоходном налоге 1961 г.», прежде всего, касались нескольких многонациональных компаний, которые заключали сделки по покупке индийских бизнес-активов, но не уплачивали при этом налог в государственную казну страны, поскольку операции совершались за её пределами.
Помимо огромных финансовых вливаний в экономику, индийские фирмы, у многих из которых дела шли не лучшим образом, в результате сделок получали доступ к новейшим продуктам, производственному оборудованию и технологиям в самых разных областях плюс возможность увеличения производственных мощностей и освоение международного рынка. Однако Министерство финансов четко дало понять, что не позволит глобальным торгово-промышленным конгломератам обходить налоговую юрисдикцию страны, если речь идет о доходах / приросте капитала (capital gains) с приобретения, трансграничного объединения или поглощения индийских активов.
Решение правительства, в первую очередь, затронуло такие фирмы-гиганты, как британский оператор сотовой связи Vodafone, британская компания по нефтегазовым операциям Cairn, французский фармацевтический производитель Sanofi, японская торговая компания Mitsui&Co и ряд других.
Крупнейший поставщик телекоммуникационных услуг Vodafone одним из первых обратился в судебные органы Индии за разрешением конфликта. В начале 2012 г. Верховный суд вынес решение в пользу оператора Vodafone, не найдя в действующем законодательстве оснований для исполнения им дополнительных налоговых обязательств. После этого 28 мая 2012 г. был утвержден ретроспективный налог, т.е. имеющий обратную силу действия в отношении сделок, проводившихся начиная с 1962 г. до момента утверждения закона.
После долгих споров и разбирательств в декабре 2020 г. Постоянная палата третейского суда в Гааге постановила, что индийское правительство должно выплатить компенсацию ущерба на общую сумму $1,7 млрд нефтегазовой компании Cairn Energy. Кроме того, в судах других стран нефтяной гигант добивался возможности взыскивать средства через опечатывание зарубежного имущества Республики Индия, в частности принадлежащего авиакомпании Air India.
Отдельные попытки сторон конфликта разрешить ситуацию оказались безрезультатными. В индийских СМИ со ссылкой на осведомленные источники сообщалось, что представители Cairn Energy заявляли о готовности поступиться начисленными к компенсации процентами и затратами в размере $500 млн, чтобы «инвестировать эту сумму в любой определенный индийским правительством проект в сфере нефти и газа или возобновляемых источников энергии в обмен на выполнение Нью-Дели вердикта международного суда и возвращение суммы убытков, понесенных из-за обложения компании ретроспективным налогом». Министерство финансов предлагало воспользоваться схемой Vivad se vishwas, «предусматривающей прекращение налогового дела при 50%-й оплате налога», но предложение не было принято нефтяным гигантом.
В конечном итоге все эти события, помноженные на возросшую потребность в иностранных капиталовложениях на фоне спада в экономике, побудили правительство Моди упразднить в августе 2021 г. ретроспективный налог. Согласно новому закону в ответ на отзыв всех претензий и исков к индийскому государству компаниям будет возвращена вся сумма ретроспективно уплаченных налогов без процентов. По сообщениям прессы, Cairn Energy и Vodafone одобрительно восприняли решение руководства страны и объявили о готовности уладить все имеющиеся разногласия. Можно ожидать, что в скором времени к ним присоединятся и другие компании.
Ориентируясь в большей степени на реализацию поставленных задач по стимулированию и усилению позиций частного сектора, правительство БДП в последние годы ускорило продажу инвестиционных активов государственных предприятий и организаций (disinvestment).
Политика БДП в области развития государственного сектора предусматривает разделение предприятий на стратегические и нестратегические. К первой категории отраслей, участие государства в которых будет представлено как минимум одним предприятием, относятся:
- атомная энергетика, космос и оборона;
- транспорт и телекоммуникации;
- энергетика, нефть, уголь и другие полезные ископаемые;
- банковский сектор, страхование и финансовые услуги.
Во вторую категорию входят все остальные отрасли, госпредприятия, которые будут приватизированы или закрыты.
Министр финансов Нирмала Ситхараман также уточнила, что «принцип правительственной программы дезинвестирования состоит не в закрытии какого-либо подразделения или компании, а в том, чтобы сделать их более эффективными и профессионально управляемыми». Кроме того, полученные в результате средства должны быть направлены на финансирование общественно значимых программ и проектов, в частности на поддержание социальной и городской инфраструктуры.
В январе 2022 г. завершилась реприватизация крупнейшего авиаперевозчика страны – Air India, в результате которой компания перешла под полный контроль индийского конгломерата TATA Group. Авиакомпания создавалась в 1932 г. под названием Tata Airlines, затем в 1946 г. она была переименована в Air India. Её основатель, крупнейший индийский промышленник и профессиональный летчик Дж.Р.Д.Тата продолжал занимать пост главы Air India еще в течение 25 лет после национализации компании в 1953 г.
За последние годы дела старейшей национальной авиакомпании ухудшились, накопились долги. Министр гражданской авиации Хардип Сингх Пури прямо заявлял в сентябре 2020 г. и марте 2021 г., что без продажи в частные руки Air India прекратит своё существование. От следующего собственника ожидают решений по улучшению управления и повышению конкурентоспособности компании уже в новом качестве не только на международном уровне, но и внутри страны, где её основным соперником выступает частный лоукостер IndiGo, занимающий 58,8% внутреннего рынка авиаперевозок.
Дезинвестирование в виде продажи государством контрольного или миноритарного пакета акций предприятий и денежно-кредитных организаций существенно расширилось после инициирования экономических реформ 1990-х гг., но по сей день вызывает бурные дискуссии в общественно-политической среде. Одна часть экспертного сообщества считает, что правительству следует предпринимать более уверенные и решительные шаги по приватизации госпредприятий. Другие же, находят, что избыточный уклон в сторону разгосударствления индийской экономики таит в себе опасность создания сверхкрупных монополий в будущем и усиления социально-экономического неравенства. Правящие круги настаивают на продуманной и взвешенной политике по отношению к государственному сектору с учетом необходимости технологического обновления и общемировых интенций развития при сохранении курса на самодостаточность.
Инфраструктура как фактор долгосрочного экономического роста
С задачами увеличения темпов роста ВВП, повышения конкурентоспособности различных секторов экономики, формирования новых рабочих мест, продвижения бизнеса, технологий и инвестиций тесно связана необходимость совершенствования инфраструктурного каркаса Республики Индия, объединяющего друг с другом штаты, дистрикты, города и сельскую местность.
Еще в предвыборном манифесте БДП 2019 г. и в выступлении Н.Моди по случаю празднования дня независимости сообщалось о намерении индийского правительства выделить 100 трлн рупий ($1,2 трлн) на развитие инфраструктуры. В апреле 2020 г. специально учрежденная рабочая группа представила итоговый отчет по подготовке группы социально-экономических инфраструктурных проектов National Infrastructure Pipeline на период с 2020 по 2025 г. За эти 5 лет планируется вложить 111 трлн рупий ($1,5 трлн) в реализацию почти 9000 различных проектов, чтобы «обеспечить инфраструктуру мирового класса по всей стране и улучшить качество жизни для всех граждан». Основная доля капитальных затрат (примерно 71%) будет приходиться на такие сегменты, как дороги (18%), городская инфраструктура (17%), энергетика (24%), железные дороги (12%). В результате предполагается создание обновленной системы общественного транспорта, водоснабжения и электричества, обеспечение повсеместного доступа к чистой питьевой воде, продвижение современных телекоммуникаций, цифровых технологий, обеспечение широких масс населения комфортным жильем и качественной медицинской помощью.
Для поддержки долгосрочного финансирования инфраструктуры на основании принятого в марте 2021 г. закона был создан Национальный банк финансирования инфраструктуры и развития (National Bank for Financing Infrastructure and Development – NaBFID), который в 2022 г. перешел под регулирование и контроль Резервного банка Индии (РБИ) в качестве Всеиндийского финансового учреждения. В бюджете на 2021–22 ф.г. было предложено обеспечить финансирование намеченных проектов с помощью монетизации правительственных активов. Полученные средства будут направлены на возведение новых объектов инфраструктуры.
В августе 2021 г. Национальный институт трансформации Индии (NITI Aayog) представил двухтомный отчет, в котором раскрываются подробности и порядок действий при реализации выдвинутой правительством программы монетизации – National Monetisation Pipeline. Исполнительный директор NITI Aayog А. Кант отмечал, что этот документ «направлен на создание систематического и прозрачного механизма, позволяющего государственным органам контролировать эффективность инициативы, а инвесторам планировать свою будущую деятельность»9. В соответствии с планом, рассчитанным на четырехлетний период с 2022 по 2025 ф.г., потенциал стоимости подлежащих монетизации основных государственных активов, таких как, например, автомагистрали, электросети, нефте- и газопроводы, порты, стадионы, железные дороги, складские помещения и т.д., оценивается в 6 трлн рупий ($72,6 млрд).
Важно отметить, что перечисленные объекты не передаются в собственность, а сдаются в аренду на длительный срок частным организациям, которые берут на себя обязательства по эксплуатации и дальнейшему обслуживанию государственного имущества. В плане предусмотрены две основные модели реализации сделок: во-первых, частно-государственное партнерство, и, во-вторых, через инфраструктурные инвестиционные фонды InvITs11.
Монетизация государственных активов вызвала острую критику со стороны различных оппозиционных политических сил, считающих, что данный шаг продиктован интересами крупных частных корпораций. По словам одного из лидеров Индийского национального конгресса (ИНК), бывшего министра финансов П.Чидамбарама, «всё, что было построено за последние 70 лет, передается в руки немногих избранных». Кроме того, недовольство оппонентов БДП вызывал и тот факт, что решение принималось в узком кругу, без надлежащих консультаций на региональном уровне.
В сложных условиях противодействия различным внешним шокам, с которыми столкнулась индийская экономика за последние три года, руководство страны стремится сохранить темпы выполнения намеченных планов. Правительство с помощью монетизации своих активов планирует дополнительно поддержать финансирование новой инфраструктуры и ускорить реализацию социально ориентированных проектов.
Имеющиеся изъяны в базовой инфраструктуре остаются серьезным барьером для развития экономических кластеров, промышленных коридоров, технологических парков, с которыми связываются задачи создания рабочих мест, раскрытия потенциала роста и уменьшения региональных диспаритетов. В генеральном плане инфраструктурного строительства – National Master Plan – NMP (PM Gati Shakti), обнародованном в октябре 2021 г., акцент сделан на согласованности действий между всеми заинтересованными участниками, в т.ч. на уровне властей штатов, соответствующих министерств, а также бизнеса, на всех этапах выполнения работ от проектирования до реализации.
На основе геоинформационных систем в рамках плана формируется «общая зонтичная платформа, на которой все относящиеся к различным министерствам/департаментам инфраструктурные проекты объединены во всеобъемлющую базу данных для их эффективного планирования и реализации в режиме реального времени». Наладив взаимодействие и контроль, власти намерены побороть проблему «долгостроев» и неэффективной траты средств и ресурсов.
Действие National Master Plan направлено на повсеместное развитие телекоммуникаций (Интернет, телефонная связь), электро- и водоснабжения, а также создание интегрированной системы пассажирских и грузовых перевозок, включая весь наземный, воздушный и водный транспорт. В плане предусмотрено, что для подъема промышленного производства, ориентированного как на внутренний, так и на внешний рынок, к 2025 г. будет создано 11 индустриальных коридоров, состоящих из 32 узлов/проектов, 38 кластеров по производству электроники, 90 текстильных кластеров, 109 кластеров фармацевтической промышленности и медицинского оборудования, 2 оборонно-промышленных коридора, а также 197 продуктовых мегапарков и центров по переработке сельскохозяйственной продукции, а также 202 рыбопромысловых гавани/кластера.
Предлагаемые решения в области логистики должны способствовать расширению возможностей для бизнеса и инвестиций, стимулировать появление новых рабочих мест и повышать уровень доходов индийских граждан. Особое внимание уделяется электрификации отдаленных деревень и населенных пунктов, налаживанию логистики между промышленными центрами.
В «Экономическом обзоре 2020–21» подчеркивалось: «Возрождение промышленности и инфраструктурного сектора будет иметь ключевое значение для общего экономического роста и макроэкономической стабильности». Ставка на приток инвестиций, научное и технологическое обновление, заложенное в программе Make in India, относится к важным предпосылкам для увеличения производительности труда, что, в свою очередь, должно сделать индийскую экономику более конкурентоспособной на мировой арене.
Заключение
Индийская экономика продолжает энергично восстанавливаться после пандемии COVID-19. Снижение экономической активности в период карантинных ограничений обернулось резким падением ВВП (на 6,6%) в 2020–2021 ф.г. Упор на повсеместную вакцинацию и структурные реформы позволил сохранить устойчивость экономики и добиться положительной динамики экономического роста, который в 2021–2022 ф.г. достиг 8,7%, превысив на 1,5% уровень ВВП 2019–2020 ф.г.
Выступая в августе 2020 г. на праздновании дня независимости Республики Индия, премьер-министр Нарендра Моди раскрыл важность сотрудничества и взаимовлияния в современном мироустройстве: «Сегодняшний мир взаимосвязан и взаимозависим. Таким образом, насущная необходимость состоит в том, чтобы такая огромная страна, как Индия, увеличила свой вклад в мировую экономику. Индия также должна способствовать всемирному благосостоянию. Если Индия собирается увеличить свой вклад, она сама должна быть наделена силой, она должна быть самостоятельной»15. В своей торжественной речи Н.Моди также обратил особое внимание на достигнутые результаты в здравоохранении. В кратчайшие сроки под натиском невиданной ранее коронавирусной инфекции в стране было налажено собственное производство необходимых масок N95 и аппаратов для искусственной вентиляции легких, прежде закупавшихся в основном за рубежом. Большим прорывом в военно-морском кораблестроении стал состоявшийся в сентябре 2022 г. ввод в эксплуатацию первого авианосца «Викрант», полностью спроектированного и построенного на судоверфи в г. Кочи (штат Керала).
Официальные власти подчеркивают в беседах с прессой и на встречах с представителями бизнеса, что объявленный курс на самодостаточное развитие не противоречит намерению страны прочнее встраиваться в общемировые хозяйственные связи. Проводимые реформы по улучшению логистики, инфраструктуры и стимулированию бизнеса, особенно в высокотехнологичных сегментах, свидетельствуют о стремлении добиться не только экономического лидерства, но и усилить влияние индийского государства на общемировые и региональные процессы.
Приверженность индийских элит принципу «стратегической автономии» в международных делах концептуально тесно связана с воплощением идеи Aatmanirbhar Bharat («Самостоятельная Индия»), в основе которой лежит построение экономически сильной и самостоятельной Республики Индия.
задачу